Реклама в Интернет       Все Кулички
Краткая история караимов.
Возврат на главную Так глубока, древна, неповторима
История народа караимов
            Древнеассирийская наскальная надпись.

 

Краткая история караимов.

 

 

      История караимов, одного из древнейших народов земли, насчитывает не одно тысячелетие. Не случайно в одном из произведений Е. Шварца крупный историк высказывает предположение о том, что Адам был караимом. С этим предположением мы, конечно, не можем согласиться. Да и сам Адам фигура легендарная.

      История караимов насчитывает по крайней мере 5 тысяч лет (Вопрос о протокараимах, живших 6-7 тысяч лет назад, мы оставляем открытым ввиду отсутствия достаточного количества материала. Надеемся, что будущие караимские историки внесут в этот вопрос полную ясность).

Кенасса 14 в

      В конце четвертого тысячелетия до нашей эры на Иранском нагорье обитали тюрко-язычные племена. По не совсем ясным до сих пор причинам эти племена начали движение на Восток и достигли среднего Междуречья. Здесь эти племена разделились, и часть из них повернула на Юг, образовав в южном Междуречье Шумерское государство. Другая часть повернула на Север под предводительством Черного Вождя (кара_имам или кара_им), образовав ядро будущего караимского народа.

      Раскол произошел на религиозной почве. Как известно шумеры были язычниками, караимы же хоть и не сформировали еще полностью свое учение, но уже в то время исповедовали монотеизм.

      Караимская часть народа достигла северного Междуречья и там осела, на стыке нынешних Турции, Ирака и Сирии в окрестности города Харрана.

      Обе части народа, караимская и шумерская сохранили между собой торговые и культурные связи. Многие культурные и научные достижения, приписываемые шумерам, есть основания считать достижениями караимов. Так достижения в области астрономии и изобретение клинописи на самом деле принадлежат караимам.

      Некоторые ученные считают, что именно отсюда и произошло название караимов. “Караим” на языках окружающих караимов семитских народов означало - читающие, т.к. караимы были в то время единственным грамотным народом. Нам же более вероятной представляется версия о происхождении названия караимов от имени их легендарного Черного Вождя.

Кенасса 18 в

      На рубеже второго и третьего тысячелетия Авраам со своим отцом Фаррой покинул шумерский город Ур и переселился сначала в Харран, где прожил некоторое время, похоронил умершего Фарру, после чего покинул Харран и переселился в Палестину. Находясь в Уре, Авраам, как и все жители Ура, был язычником. Прибыв в Палестину, Авраам уже исповедовал монотеизм. Естественно предположить, что именно в Харране Авраам принял монотеизм, заимствовав его у караимов, живших в окрестностях Харрана.

      Иудаизм Авраама очень близок к караимской религии. Это потом пути иудаизма и караимской религии разошлись. Иудаизм все время менялся и после написания талмуда стал другой религией. В то же время это фактически была одна религия.

      В 16 веке до нашей эры караимы входят в состав Хеттского царства, а после его гибели попадают под влияние Ассирии.

      Этот период караимской истории наименее изучен.

      После гибели Ассирии караимы поочередно входят в состав Персии, государства Александра Македонского и Парфянского царства.

Кенассы в Джуфт-кале

      В 2-1 веках до нашей эры часть караимов расселяется по всему Ближнему Востоку, и их влияние обнаруживается в различных странах этого региона. До этого времени влияние караимов в странах Ближнего Востока носило эпизодический характер. Например попытка установления монотеизма в Египте фараоном Эхнатоном была предпринята под явным влиянием караимского учения. Дело в том, что первым министром Эхнатона был караим Абдулла Пуки (возможно Фуки).

      Всюду, и во все времена, караимы предпочитали жить в пещерах. Достаточно вспомнить пещерные города Мангуп-Кале и Джуфт-Кале (Последний иногда ошибочно называют Чуфут-Кале). Видимо Кумранская община ранних христиан, жившая в пещерах, находилась под сильным караимским влиянием. Многие исследователи поддерживают гипотезу караимского происхождения девы Марии. При этом в качестве аргумента выдвигается то, что дева Мария предпочла родить Иисуса именно в пещере.

      Нам такая аргументация кажется мало убедительной.

      В начале нашей эры начинается движение караимов на север, через Кавказский хребет на территорию нынешнего Дагестана. Этот процесс особенно усилился в седьмом веке под давлением нашествия арабов - мусульман. Объединясь с местными тюркскими племенами, караимы создают Хазарский каганат, в котором постепенно занимают командные посты. Именно в этот период караимизм становится господствующей религией каганата. Караимы расселяются по всей территории каганата, в том числе часть караимов переселяется в Крым.

      Но даже после ухода караимов из Персии и Междуречья их духовное влияние в этом регионе было настолько сильным, что часть проживающих там евреев во главе с Анан бен Давидом в конце 8-го века перешла в караимскую веру. Правда, после смерти Анана большинство евреев вновь вернулись в иудаизм. (До сих пор в Египте, Израиле и некоторых других странах есть небольшие общины последователей Анан бен Давида, называющие себя караимами)

      Гибель Хазарского каганата и последующее нашествие татар явилось величайшей трагедией караимского народа. Большая часть караимов погибла, а выжившие крымские караимы попали под власть крымских татар.

      Однако в культурном плане все было как раз наоборот. Крымские татары переняли у более культурных караимов не только караимскую культуру, но и караимский язык. Именно поэтому язык крымских татар так сильно отличается от языка остальных татар.

      История караимов в последние века достаточно хорошо изучена и не требует особых пояснений.

      Хочется верить, что те пробелы караимской истории, которые мы не смогли разрешить в данной работе будут заполнены исследованиями будущих пытливых караимских историков.

Рейтинг@Mail.ru