Яаков Йосеф бен Цви hа-Коhен Кац из Полонного.
Яаков Йосеф бен Цви hа-Коhен Кац (Кац - это сокращенное Коhен Цэдэк т.е. праведный священник) из Полонного (умер, по-видимому, в 1782 г., местечко Полонное, Волынское воеводство, Польша, ныне Хмельницкая область, Украина), раввин, хасидский проповедник, родоначальник хасидской литературы. Потомок известных раввинов и каббалистов рабби Шимшона бен Песаха из Острополя (умер в 1648 г.), рабби Йом-Това Липмана Хеллера (1579–1654), рабби Йосефа hа-Коhена (17 в., автор «Иесод Йосеф»). Яаков Йосеф бен Цви получил хорошее раввинское и каббалистическое образование. К 1741 г. он попал под влияние учения основоположника хасидизма Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това (Бешта) и стал его преданным последователем. Это привело его к конфликту с еврейской общиной г. Шаргород (второй по величине в Подолии) и к изгнанию (примерно в 1748 г.) с поста раввина.
В дальнейшем Яаков Йосеф бен Цви был раввином в местечке Рашков (Брацлавское воеводство; до 1752 г.) и в Немирове (до 1770 г.), где открыто проповедовал хасидское учение. В 1750–51 гг. он попытался уехать в Эрец-Исраэль, но лишь его сыну рабби Аврахаму Шимшону (не оставил потомства) впоследствии удалось это. Сын жил в Цфате и Тверии, он издал сочинения отца. После смерти в 1770 г. маггида в местечке Полонном (одном из наиболее крупных центров хасидизма в Волыни) Яаков Йосеф бен Цви стал проповедником, а затем и раввином местной общины.
Хотя рабби Яаков был старейшим и наиболее талмудически образованным из учеников Бешта и после смерти учителя (в 1760 г.) мог претендовать на лидерство, хасидское движение возглавил рабби Дов Бер из Межирича. Яаков Йосеф бен Цви не стал главой (цаддиком) какой-либо хасидской общины, но его сочинение «Толдот Яаков Йосеф» («Повествование Яакова Йосефа», Корец, 1780) было первой книгой хасидизма и оказало большое влияние на становление хасидского движения.
Книга состояла из проповедей автора, основанных на изречениях и поучениях Бешта, которые Яаков Йосеф бен Цви записывал при жизни учителя. Каждое такое упоминание предваряется словами: «Слышал я от учителя моего». В этом труде рабби Яаков не только подробно изложил учение Бешта, но также привел свое учение о первенствующей роли цаддика. В книге резкой критике подвергнуто традиционное еврейское общинное руководство (кагальные старшины, раввины, проповедники и т. д.) с его шкалой ценностей. Появление этого сочинения стало одним из факторов, вызвавших противодействие хасидизму. Резкий тон сочинения и отрицательно-ригористическое отношение к признанным авторитетам еврейских общин, которым оно пропитано, привели к тому, что традиционное еврейское руководство, оскорбленное насмешками и сарказмом автора, скупало книгу и уничтожало ее. Это сочинение даже публично сожгли в Бродах перед домом известного галицийского цаддика рабби Иехиэля Михаэля из Злочува. Противники хасидизма называли книгу «сосудом нечестия, источником мрака, вместилищем всевозможных ядов...», а хасиды в свою очередь восторженно заявляли, что «не было на свете книги, равной этой». Книга имела выдающийся успех и за короткое время была издана трижды (в 1780 г. — два раза и в 1783 г.).
В 1781 г. в Корце был издан труд Яакова Йосефа бен Цви «Бен порат Йосеф» («Йосеф — поросль плодоносящего дерева»; ср. Быт. 49:22) и в 1782 г. — «Цафнат пе‘анеах» («Толкователь сокрытого»), последняя опубликованная при его жизни работа. Кроме этого Яаков Йосеф бен Цви опубликовал основной документ раннего хасидизма — письмо Бешта (начало 1750-х гг.) к шурину рабби Аврахаму Гершону из Кут (умер, по всей вероятности, в 1760 г.), в котором Бешт писал, что Мессия явится Израилю лишь после того, как все евреи усвоят его новое учение. Изданный спустя много лет после смерти рабби Яакова труд «Ктонет пасим» («Разноцветный хитон», Львов, 1866; ср. Быт. 37:3) вызвал споры (например, С. Дубнов) об авторстве, однако ныне в научном мире общепринято мнение, что труд принадлежит Яакову Йосефу бен Цви. Предполагается, что остались неопубликованными каббалистические комментарии Яакова Йосефа бен Цви на Второзаконие.
Яаков Йосеф бен Цви утверждал, что присутствие Бога проявляется во всем, в том числе и в каждом помысле человека. Он считал, что человек может разрешить вечно существующее противоречие между материальным миром, ведущим его ко злу, и духовным началом, призывающим к добру. Этого можно достичь, сочетая радость от материального с радостью от духовного и получая при этом совершенную радость. Конечная цель еврея — это двекут, беспредельная преданность Богу и искренняя привязанность к Нему. Двекут, как считал Яаков Йосеф бен Цви, возможен лишь путем радости и приподнятого настроения, в то время как аскетизм вызывает скорбь, являющуюся источником всякого зла. Поэтому молитвы следует произносить с восторженной радостью. «Молитва, — писал он, — это военный приступ, чтобы разрушить стену, отделяющую нас от Бога из-за нашей греховности. Богатыри духа первыми должны пробить брешь в этой стене, а рядовые пойдут за ними». То же соотношение, которое существует внутри человека, свойственно и всему обществу в целом. Достойным человеком, то есть человеком духовного начала, является лишь цаддик, а «масса» представляет собой материальное начало. Цаддика можно уподобить голове и глазам, а «масса» — это ноги. Община, слушающая проповедь, — это живой организм, в котором цаддик является жизнью и душой. Еврей из «массы» не способен «изучать Тору, а так как это происходит не по его вине, Бог не будет наказывать его», если он подчинится, «прилепится» к цаддику. Хасид должен безоговорочно верить цаддику и материально поддерживать его, чтобы он успешно мог выполнять свои обязанности.
Яаков Йосеф бен Цви придавал особое мистическое значение третьей субботней трапезе (се‘уда шлишит) и подчеркивал обязательность участия хасидов в ней.
После смерти Яакова Йосефа бен Цви хасиды создали цикл преданий и легенд, в основе сюжета которых была борьба с личными противниками Бешта и хасидизма в целом.
Куча золы.
Перед тем как отправиться в Землю Израиля, рабби Менахем Мендель навестил старого рабби Яакова Йосефа из Полонного, великого ученика Баал Шем Това. Он прибыл на постоялый двор на тройке, и это вызвало возмущение у хасидов из Полонного, которых учитель наставлял жить скромно. А когда рабби Мендель с непокрытой головой и без пояса, с длинной трубкой во рту вышел из гостиницы и направился в дом рабби Яакова Йосефа, известного своим крутым нравом, хасиды подумали, что цадик выгонит гостя из дома. Но старец встретил рабби Менделя очень любезно и беседовал с ним несколько часов. Когда наконец рабби Мендель вышел, ученики рабби Яакова Йосефа спросили своего учителя: «Что вы нашли в этом человеке, осмелившемся войти в ваш дом с непокрытой головой, в башмаках с серебряными пряжками и с длинной трубкой во рту? »
Книга.
Сын рабби из Острога рассказывал. «Когда книга раввина из Полонного "Толдот Яаков Йосеф" ("Потомство Яакова - Йосеф") попала в руки моему отцу, он постоянно читал и перечитывал ее, особенно те отрывки, что начинались словами: "Слышал я от своего учителя...", - покуда он не запоминал их. Так было в течение целого года, а то и больше. Однажды, перечитывая одно из изречений, отец заметил, что не понял его как следует. Тогда он запряг лошадей и отправился в Полонное. Я был еще мальчиком, и отец взял меня с собой. Мы нашли рабби Яакова Йосефа тяжело больным. Он лежал на кровати, которая вскоре стала для него смертным одром. Узнав, зачем пришел мой отец, раввин взял книгу и заговорил голосом, исполненным необыкновенной силы. Лицо его просветлилось. И на моих глазах кровать, на которой лежал раввин, приподнялась над полом».
Основной текст взят из
электронной еврейской энциклопедии. Рисунки и легенды из книги Мартина Бубера "Хасидские истории".
Цадик сказал: «Царь, уходя на войну, укрыл свои сокровища в надежном месте. Но жемчуга, самое ценное, что у него было, спрятал в куче золы, потому что знал: никто здесь искать не будет. Так и рабби Мендель, чтобы силы зла не могли коснуться его, укрыл свое великое смирение в золе тщеславия».